18:07 

Зачем экранизировать «Морской бой» и кубик Рубика

О том, что с Голливудом творится что-то неладное, заговорили уже не только завистливые иностранцы, но и сами деятели американского кинематографа. Новые проекты «фабрики звезд» напоминают скорее нечто среднее между маразмом и деградацией

«Киноиндустрия США пережила худший январь за последние 20 лет». На прошлой неделе эта весть вихрем пронеслась по всем мировым СМИ, не оставив в стороне ни британский «Телеграф», ни французский «Монд», ни челябинский «Вестник». Причин столь нездорового интереса к цифрам американского бокс-офиса несколько, причем банальное желание поглумиться над зарвавшимся Голливудом — лишь одна из них. Важная, конечно, но не ключевая.



А все дело в том, что Америка — и это ни для кого не секрет — была и остается единственной в мире страной, способной производить фильмы как для внутреннего потребления, так и на экспорт. И то направление, в котором она движется, касается всех, кто делает кино не только по велению души. В секторе коммерческого кино Америке действительно нет равных, ибо все способы «честного отъема денег у населения» местные кинобоссы знают назубок. Поэтому любой сбой в системе — а «худший январь за последние 20 лет» иначе как сбоем не назовешь — не может остаться незамеченным. Тем более что при внимательном рассмотрении становится ясно: этот сбой не случайность, это — важный симптом.

Чтобы поставить диагноз американскому кинематографу, можно ограничиться и беглым знакомством с его историей болезни. Начнем с того, что январский коллапс напрямую связан с грядущей раздачей «Оскаров». В преддверии важнейшего кинособытия года в прокат выбросили большую партию номинантов — фильмов, конечно, хороших, но явно не кассовых. Система эта, впрочем, отработана годами, и ничто не предвещало беды. Если бы не одно но. Дабы не нарушить прокатный баланс, в противовес потенциальным оскаровским лауреатам обычно выставляют тяжелую артиллерию — в прошлом году, к примеру, эту роль играл «Аватар». Блокбастеров такого уровня на этот раз даже близко не оказалось. А вот фильмов с порядковыми номерами два, три, четыре и пять вдруг стало значительно больше. Результат легко прогнозируем: зрители разочарованно переключились на сериалы, а специалисты, на всякий случай сверившись со статистикой, объявили 2011-й годом сиквелов. В ближайшем будущем, если верить им на слово, всяческих продолжений выйдет не менее 26, что есть абсолютный мировой рекорд.

Но если результат такой политики кажется слишком очевидным для дальнейшего обсуждения, то ее причины заслуживают более детального анализа. С одной стороны, все предельно просто. К популярным франшизам в Голливуде всегда относились с телячьей нежностью, не упуская ни малейшей возможности заработать, — тот же «Гарри Поттер» отнюдь не случайно раздвоился уже под самый занавес. С другой стороны, американцам неплохо удавалось соблюдать некий баланс сил. Перекос в чистую коммерцию, конечно, существовал испокон веков, но 26 сиквелов лишь в ближайшее время — это явный перебор. От этой цифры даже Джеймсу Кэмерону стало немного не по себе. В своем очередном интервью передовик американской киноиндустрии обрушился на коллег по цеху с резкой критикой. Пространным заявлением о том, что франшизы становятся все более кошмарными, режиссер не ограничился. Он настойчиво развивал мысль о том, что Голливуд деградирует, причем стремительно и необратимо. А подводя финальную черту, обмолвился, что тотальное отсутствие интересных идей заставляет продюсеров в отчаянии экранизировать настольные игры.



Диагноз создателя «Аватара» весьма любопытен. Он не шутит — в Голливуде действительно запустили несколько проектов, основанных на настольных играх, хотя здравый смысл упорно мешает поверить в то, что «Морской бой» или «Монополию» можно снять, смонтировать и показывать в кинотеатрах. Но эти проекты до безобразия показательны. Именно они иллюстрируют новую идеологию современного Голливуда: идеи повсюду, а источником вдохновения может стать даже булыжник под забором. Главное — расписать его судьбу по всем правилам драматургии, предусмотреть все необходимые взлеты и падения и ненароком подготовить почву для появления новой франшизы.

Нынешние сценаристы вольны получать свои дозы вдохновения в самых неподходящих местах. Поэтому и в кино тащат буквально все, что попадается на глаза: сборник советов для беременных, учебник по выживанию, альбом с фотографиями, чей-нибудь твиттер, блог или просто аккаунт в Facebook. Это не поток сознания, а перечень реально существующих проектов — на замыслы, граничащие с безумием, американцы в последнее время стали особенно щедры. Весть о том, что в Голливуде заинтересовались знаменитым кубиком Рубика, стала последним гвоздем в крышке гроба, где покоится креатив. Ну, казалось бы, что может быть менее кинематографичным, чем разноцветный пластмассовый куб? Ан нет, права на экранизацию проданы, и какой-то литературный негр уже наверняка трудится над адаптацией венгерской головоломки к потребностям кинозрителей.

Вот оно — торжество маразма над здравым смыслом. Однако винить во всем лишь творцов, якобы не способных придумать ничего нового, не совсем справедливо. Продюсеры, которые неустанно жалуются на полное отсутствие интересных идей и концепций, во многом сами виноваты в сложившейся ситуации. Для них любой оригинальный проект — это риск, в то время как повторение пройденного в виде сиквела, приквела, ремейка или тридцать пятой экранизации одного и того же романа — почти гарантированный способ заработать. Логично, что многие авторы, отчаявшись реализовать собственные проекты, пошли по пути наименьшего сопротивления: уж лучше разработать набившую оскомину идею и получить гонорар, нежели творить, экспериментировать, надеяться и остаться без контракта. Сценаристы так хорошо усвоили этот урок, что, кажется, и сами позабыли, что в голове могут рождаться еще никем не высказанные идеи, а вдохновляют на работу не только твиттер и пластмассовый куб.

Но публика, к счастью, не дремлет. Она уже высказала киношникам свое молчаливое «фи», проигнорировав в прошлом месяце целый ряд голливудских проектов. Поскольку кардинальных перемен ждать пока не приходится, есть все основания полагать, что «худший январь за последние 20 лет» даст начало худшему году.

[этот текст копия, оригинал только на ArtRead.ru]

@темы: Новости киномира, актеры, режиссеры

Комментарии
2011-04-18 в 18:18 

Le Mistigris
Обшарманщик(с) Очень дорогая блядь(с)
Неплохая статья, вот только надо справедливости для указать еще тот факт, что именно спрос порождает предложение и после этого уже задуматься, почему по-настоящему талантливые актеры, сценаристы и режиссеры уходят в сериалы, а публике, у которой спросом пользуются не то чтобы высокоинтеллектуальные вещи, не нравятся настоящие бомбы.

2011-04-18 в 18:53 

carcharodon
I'll do what I like, and you'll like what I do!
Статья вызвала у меня стойкий привкус гадливости, если честно.
Почему, я постараюсь подробно расписать чуть позже, т.к. сейчас просто не имею времени.
Голливуд и кинематограф в целом действительно переживают кризис, однако, причина, на мой взгляд, вовсе не в идейной проблеме. Кризис кинематографа в первую очередь порожден кризисом зрителя, этим его отнюдь не молчаливым "фу", которое увы, говориться сейчас не плохим, а многим отличным проектам и идеям.
Проблема современного зрителя в том, что он сноб, причем сноб, считающий себя умнее, чем он есть.
Это порождает уникальную ситуацию.
С одной стороны, он считает себя в праве воротить нос от того, что ему кажется "ах фи слишком простым" (хотя, часто, это не так), с другой стороны - в по-настоящему глубокое и умное кино он не врубается.
Вот и создается парадокс, в котором на первое место выходит форма, причем даже не визуальная, а форма псевдоинтеллектуальная.
Не секрет, что широкий обмен мнением (а ничто так не радует сердце идиота, как поднятие собственного реноме за счет вымазывания чего-либо в дерьме) - один из бичей, которые гробят кинематограф, зачастую формируя у человека не собственное мнение, а некое мнение толпы.
Кроме того, говоря о динамике киносборов, нельзя не упомянуть, что мы сами хороним кинобизнес ВОРОВСТВОМ фильмов из интернета.
И продолжаем хаить отличные фильмы, посмотрев их в отвратной копии и ужасающем переводе.
Так что болезнь не в алчности продюссеров, они лишь пытаются выжить, пытаются приспособится под БОЛЬНОГО зрителя, который таковым себя совершенно не считает.

Про сиквелы - правда, но им же надо деньги на кино где-то брать, к тому же, не все сиквелы плохи, напротив, сейчас ширится поток качественной сиквелизации.

А что до идей в монополии - тут можно снять очень не хилый драматический триллер, новая идея хороша, откуда бы она ни пришла. Главное - сама идея и талант исполнителя.

Настоящий бич нынешнего кинематографа - перезапуски и ненужные ремейки (именно ненужные, потому что зачастую ремейк - это неплохо).

2011-04-18 в 19:40 

zaches in shadows
OMFG
Эх, меня бы в Голливуд. Я бы столько сценариев написала бы. И оригинальных, и адаптированных. У меня даже есть готовый один и раскадровки. Только нахуй все это никому не нужно(

     

Movie Buff

главная