22:41 

"ТРОН: НАСЛЕДИЕ" (TRON: Legacy), 2010

carcharodon
I'll do what I like, and you'll like what I do!
"ТРОН: НАСЛЕДИЕ" – ДВЕРЬ В ДРУГУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

"Трон: Наследие" (Tron: Legacy)
Режиссер: Джозеф Косински
В ролях: Джефф Бриджес, Гаррет Хедлунд, Оливия Уайлд, Майкл Шин и др.
Производство: Walt Disney Pictures
Страна: США
Год: 2010
Жанр: фантастика
Объективная оценка (с позиции критика) - *****
Субъективная оценка (с позиции зрителя) - *****







Иногда кинематограф балует нас совершенно особенным угощением – приоткрывает дверь в другой мир, а захотите ли вы в нее войти, и понравится ли вам там, всецело зависит от того, совпадаете ли вы с этим миром по частоте.
«Трон: Наследие» - именно такой случай.
Прежде всего, чтобы вы не прочли в этой рецензии, этого окажется мало, так как здесь у нас именно та ситуация, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Причиной тому вовсе не визуальные эффекты и пресловутое 3D, а необыкновенная атмосферность «Трона», то как все элементы фильма здесь сведены в единое целое.
Поскольку фильм держится на атмосфере, он предполагает полное погружение при просмотре без выходов за попкорном, комментариев и т.д.
Хотите получить удовольствие? Тогда просто откройте свои разум и чувства навстречу этой истории, а сам «Трон» сделает остальное.
На этот фильм категорически не стоит идти, как на буйное 3D зрелище. Собственно 3D «Трона» значительно отличается от того, что показывали зрителю раньше – оно направленно не на вынос изображения в зрительный зал, а, напротив, на то, чтобы углубить картинку фильма. 3D придает некоторый чуть заметный объем, но не обступает вас, его цель – обозначить едва уловимую разницу между видением двух миров – нашего и мира Системы.
Не стоит на «Трон» идти и «по приколу», чтобы наслаждаться не столько фильмом, а своими комментариями к нему, хотя в общем-то публика, для которой предназначен «Трон», вряд ли склонна к такому времяпрепровождению.

Итак, что же такое «Трон: Наследие», и с чем его едят?
Это уникальное кино, почти экспериментальное.

История «Трона» началась для зрителя в 1982 году, когда свет увидел оригинальный одноименный фильм.
Кино о компьютерной реальности, снятое до того, как большинство с этой самой реальностью познакомилось: никакого беспровода, никакого пользовательского интернета, персональные компьютеры только готовят своё вторжение в массы, а самая большая используемая величина – мегабайт.
Идея и съемки фильма проходили под девизом «через тернии к звездам». Никто не верил в успех, «Трон» двигался вперед на энтузиазме небольшой группки людей под скептические смешки большинства.
Как показала история, правы оказались обе стороны.
«Трон» не был в полной мере понят и не стал кассовым хитом, хотя бюджет безусловно отбил и принес некоторую прибыль, однако на долгой дистанции фильм выступил молодцом – стал культовым, потому что год от года множилась его потенциальная аудитория, а он фактически был один в поле воин.
Да и фильм был хорош, даже сейчас он способен захватить вас, несмотря на графику почти тридцатилетней давности – т.е. эпохи первых аркад.
Это была история талантливого программиста Кевина Флинна, затянутого в электронную реальность, где программы оказались вполне мыслящими личностями.
Приключенческое кино в стиле кибер-панка, а таких, пожалуй, больше нет.
Если задуматься, не удивительно, что единственной студией, решившей дать «Трону» шанс, оказалась Disney, ведь «Трон» – это компьютерная сказка для взрослых, которые не разучились мечтать.
Шли годы и шальная, авантюрная идея снять продолжение бродила по Голливуду как призрак коммунизма.
Добродила она, как мы теперь знаем, только спустя 28 лет.
Рискнула снова студия Disney, логично рассудив, что в любом случае на долгой дистанции вселенная «Трона» своё возьмет, не фильмом, так сопутствующими товарами – играми, игрушками, печатной продукцией и прочей атрибутикой. Такой расчет нельзя не оценить, самобытные вселенные на дороге не валяются.
Большой удачей стало то, что проектом, несмотря на полученные финансовые вливания, снова занялись энтузиасты, возможно, именно это и сделало новый «Трон: Наследие» таким поразительно живым.

Если попытаться пересказать сюжетную канву, то она в принципе проста.
Кевин Флинн (Джефф Бриджес) по возвращении из виртуальности, постепенно смог стать главой компьютерной корпорации ENCOM, под его руководством компания процветала, однако потом наметился спад, поведение Флинна вызывало вопросы, а в один прекрасный день он просто исчез.
Сэм Флинн (Гаррет Хедлунд), сын Кевина, номинально является основным акционером компании, но от реального руководства он отчасти устранился сам, отчасти – его устранили.
В полной мере унаследовав от отца не только мозги, но и бесшабашность с аферизмом, Сэм периодически напоминает о себе совету директоров самыми неприятными способами.
Однажды, другу и коллеге Кевина Флинна Алану Брэдли на пейджер приходит сообщение с телефона, находящегося в принадлежавшем Флинну зале игровых автоматов и отключенного уже двадцать лет.
Сэм решает проверить, находит в зале проход в лабораторию отца и подобно тому оказывается живьем втянут в Систему – оцифрован и преобразован специальным лазером.
Когда-то отец рассказывал маленькому Сэму сказки о том, как выбравшись из виртуального мира, он сам построил новую Систему, но он не мог разобраться со всем один, поэтому привел из старой Системы старого друга – программу защиты Трон, а так же создал своего двойника – программу Клу. Вместе они строили идеальный мир…
Отец так и не закончил сказку, но мир, в который попадает Сэм, вовсе не сказка, он реален, величественен, опасен и жесток.
Дальше Сэму не до раздумий и наблюдений, ему предстоит бороться за свою жизнь, и стать катализатором, ключевой фигурой в многолетнем противостоянии жестокого правителя этого мира Клу и изгнанного Создателя, которым является ни кто иной, как отец Сэма – Кевин Флинн…
Пересказ происходящего смысла не имеет.
Пройдемся по тому, что нанизано на этот каркас.

Прежде всего, кажущаяся простота сюжета «Трона: Наследия» ни в коем случае не есть синоним примитивности. Фильму в принципе свойственна тяга к абстрактности и лаконичности во всем – цветовой гамме, действиях, диалогах и сюжете.
Это избавление от шелухи, от всего лишнего, стремление к совершенному гармоничному идеалу.
Сюжет прост по своей структуре, но далеко не прост по своей смысловой нагрузке.
Напротив, здесь скорее уместно говорить о глубине, настоящей глубине, которой фильм не щеголяет на показ и не грузит зрителя.
В основе «Трона: Наследия» лежат архетипы, сюжетные и характерные. Архетипы, которые прочно засели в нашем подсознании, к какой бы культуре мы ни принадлежали. Именно они когда-то сформировали наши мифы, легенды, сказки.
«Трон: Наследие» так же выстраивает свой мир на этом мощном фундаменте, объединяя его со стилистикой кибер-панка.
Когда-то в пустоту пришел Создатель. Он построил мир, вдохнул в него жизнь, но ему потребовались помощники, и тогда он создал свое самое любимое и совершенное творение по образу и подобию своему, но у его верного помощника оказалось своё видение, и он восстал против своего отца.
Ну, ведь до боли знакомый сюжет, верно?
В том или ином виде вы встретите его в приданиях любой культуры.
За этим ингредиентом тянутся и другие: бездействие творца, который убежден, что прямое столкновение делает его противника только сильнее; приход в мир настоящего сына Создателя, знаменующий перемены, сама тайна творения, чуда, возникновение новой формы жизни.
Дуализм, генезис, психология общества и толпы, проблемы отцов и детей, непознанное – всё это есть в «Троне: Наследие», и возможно, такая насыщенность просто не позволяет многим переварить эту историю.
Сюжет фильма получает достойное физическое воплощение. Картина представляет собой поистине филигранное сочетание грамотной и вдохновенной режиссуры, глубокого, но дающего свободу действий, сценария, необычайно точной актерской игры, абсолютно авторско-артовой картинки и невероятно сведенной с ней музыки.
Сложно поверить, что это монументальное полотно снято дебютантом, которому удалось настолько гармонично сплавить все компоненты воедино.
Художники «Трона: Наследия» поработали на славу. Фактически, они взяли за основу идеи первого фильма и проделали путь от мира графики первых игровых автоматов до мира нынешних мощных приставок. Визуально реальность Системы стремится к нашей, и всё же она остается иной. Тут великолепна концептуальная работа, заставляющая вспомнить лучшие образчики кибер-панка, такие как «Бегущий по лезвию», и не только – по своей монументальности и гармоничности это в полной мере произведение искусства. Совершенное сочетание скупых форм, темных цветов с яркими вспышками неона, необычной текстурой и принципиально новыми элементами сражает наповал, а устремившийся по лучу в небо поезд – это что-то запредельное. Нужно сделать оговорку – наш мир так же показан во всей красе, не вычурной, не отретушированной, а настоящей, живой и щемяще прекрасной.
Настоящим контрольным выстрелом становится саундрек фильма, так же в полной мере концептуальный и идеально дополняющий картинку. Величественное и сильное сочетание классики с футуристической электроникой само по себе переносит зрителя в другую реальность. Начинаясь с титров и жирной линией проходя через весь фильм, музыка наполняет картину необыкновенным настроением, которое улавливается на первых же аккордах, вызывая ту же приятную дрожь, что и заглавная тема «Побега из Нью-Йорка» и лучшие работы Вангелиса.
Естественным продолжением этого глубокого, лаконичного, живого и величественного фильма становятся идеально прописанные и идеально сыгранные персонажи. Главной движущей силой здесь является Джефф Бриджес, исполняющий сразу две роли – Кевина Флинна и его электронного двойника-противника Клу, два существа с одним лицом, но такие разные, их многолетняя борьба электризует историю на максимум. Основной проблемой для сценаристов и актера, конечно, был Кевин Флинн, вернее то каким мог стать этот гениальный бунтарь, просидев двадцать лет взаперти в созданной им реальности. Медитация, постижение истины, мудрость так подобающие Создателю всего, но под всем этим тот же великолепный бунтарь – вот главное достижение команды фильма. Образ развит настолько четко, что остается только восхищаться.
С технической же стороны загвоздкой являлся Клу, ведь он должен был выглядеть на двадцать лет моложе. Несмотря на некоторые шероховатости со своей задачей они справились блестяще. В ряде моментов, конечно, видно, что Клу создан с помощью компьютера, однако это ничуть не мешает его восприятию как цельного персонажа.
На удивление хорош в фильме и Гаррет Хедлунд в роли Сэма Флинна, который хотя и не унаследовал истинной гениальности отца, оказывается именно тем героем, который необходим миру Системы, в нужных пропорциях здравомыслящий и рисковый он нарушает затянувшийся статус кво и четко гнет свою линию.
Истинным праздником оказывается Кворра в исполнении Оливии Уайлд. В последние годы кинематограф испытывает большие сложности в создании по-настоящему интересных героинь, а тут такой подарок. Красивая, сильная, любопытная, живая и необыкновенно милая программа, куда более ценная, чем можно было бы предположить.
Прекрасным дополнением оказываются таинственный Ринзлер, экстравагантный Кастор, красотка Джем и старый друг Кевина Алан Брэдли.
Взаимодействие всех этих героев завораживает, между ними словно протянуты некие невидимые нити, и нити эти определенно под напряжением. Редкий пример сильнейшей химии и слаженности команды.
Подводя итог, можно сказать, что «Трон: Наследие» - это идеальный коктейль, для которого использованы только самые высококлассные компоненты, ничего лишнего, никаких «зонтиков».
Богатство, изысканность и глубина вкуса.
Вместе с тем, этот фильм манит необъятной глубиной другого мира, показывая лишь его небольшой кусочек, а это верный признак рождения легендарной киновселенной.
Будучи полностью законченным кинопроизведением, «Трон: Наследие» содержит огромное количество приятных и продуманных мелочей, отсылающих зрителя к первой части истории и дающих надежду на продолжение.
Хочется надеяться, что продолжение всё же последует, что на этот раз не повторится ужасная кинотрагедия – убийство прекрасной и самобытной вселенной. Эта трагедия не раз уже лишала нас настоящих сюжетных бриллиантов.
Как бы там ни было, «Трон» и «Трон: Наследие» останутся с нами, прекрасные и глубокие сказки, именно такие человечество несет с собой через века, потому что они рассказывают о том, что по-настоящему важно – о вечном и истинном, с годами сияя всё ярче светом фантазии для тех, кто никогда не разучится мечтать и верить в чудо. Именно такие истории делают нас лучше и мудрее, привнося в наш мир свое живительное волшебство.


Carcharodon




Кадры из фильма можно посмотреть на замечательном сайте www.kinopoisk.ru
www.kinopoisk.ru/level/13/film/399959/































@музыка: Journey - Separate Ways

@темы: Авторское кино, Приключенческий фильм, Трон, Фантастика, обзор, рецензия

   

Movie Buff

главная